Вопросы
1. Кто является основоположниками клеточной теории?
Ответ:
Основоположниками клеточной теории являются немецкие ученые Матиас Шлейден и Теодор Шванн.
2. Какие процессы жизнедеятельности характерны для клеток?
Ответ:
К клеткам характерны следующие процессы жизнедеятельности:
1. Обмен веществ: Клетки поглощают питательные вещества и выделяют продукты обмена.
2. Энергетические процессы: Клетки производят и используют энергию, обычно в форме АТФ, через процессы дыхания или фотосинтеза.
3. Рост и развитие: Клетки увеличиваются в размерах и могут дифференцироваться в специализированные типы.
4. Размножение: Клетки способны делиться, образуя новые клетки, что обеспечивает рост и восстановление тканей.
5. Ответ на внешние раздражители: Клетки могут реагировать на изменения в окружающей среде, например, перемещаясь или изменяя свою активность.
Эти процессы обеспечивают функционирование клеток и поддержание жизни организма.
3. Что такое дифференцировка клеток?
Ответ:
Дифференцировка клеток - это процесс, в ходе которого клетки приобретают специфические структуры и функции, становясь специализированными для выполнения определённых задач в организме. В начале развития все клетки являются недифференцированными (стволовыми), но по мере роста и развития они преобразуются в клетки различных типов, таких как мышечные, нервные или эпителиальные. Это позволяет организму функционировать эффективно, так как каждая клетка выполняет свою уникальную роль.
4. Как меняются клетки в процессе развития?
Ответ:
5. В чём проявляется раздражимость у клеток?
Ответ:
Раздражимость у клеток проявляется в их способности реагировать на внешние раздражители. Это может выражаться в следующих формах:
1. Сокращение: Мышечные клетки сокращаются в ответ на нервные импульсы, что позволяет организму двигаться.
2. Движение: Лейкоциты (клетки крови) изменяют форму и перемещаются к местам инфекции или воспаления.
3. Секреция: Эпителиальные клетки могут выделять вещества, такие как слизь, что помогает защищать и очищать дыхательные пути.
Эти реакции позволяют клеткам адаптироваться к изменениям в окружающей среде и выполнять свои функции.
6. Каковы могут быть причины клеточной гибели?
Ответ:
Причины клеточной гибели могут быть следующими:
1. Некроз:
- Механическое повреждение (травмы).
- Воздействие токсических веществ (ядов, химикатов).
- Инфекции, приводящие к разрушению клеток.
- Неблагоприятные условия (экстремальные температуры, недостаток кислорода).
2. Апоптоз:
- Дефекты в клетках, такие как повреждение ДНК.
- Иммунные реакции на инфекции или аномалии.
- Нормальные процессы, например, удаление старых или ненужных клеток.
Оба процесса важны для поддержания здоровья и функционирования организма.
Задания
7. Объясните, как совершенствование методов исследования на протяжении XIX—XX вв. способствовало развитию клеточной теории.
8. Используя положения клеточной теории, докажите единство происхождения жизни на Земле.
9. Приведите примеры специализации клеток по выполнению определённых функций в многоклеточном организме.
10. Сравните некроз клеток и апоптоз. В чём принципиальное различие этих процессов?
Ответ:
Некроз и апоптоз - это два типа клеточной гибели с принципиальными различиями:
1. Причины:
- Некроз: вызван повреждением клеток (травмы, токсические вещества, недостаток кислорода).
- Апоптоз: происходит по программированному сигналу из-за дефектов или ненужности клетки.
2. Процесс:
- Некроз: неконтролируемый, приводит к разрушению клетки и воспалению.
- Апоптоз: контролируемый, клетка самоуничтожается без воспалительной реакции.
3. Последствия:
- Некроз: повреждает окружающие ткани.
- Апоптоз: сохраняет целостность тканей и предотвращает возникновение опухолей.
Таким образом, некроз - это патологическая гибель клеток, а апоптоз - физиологически необходимый процесс.
Объясните
11. Почему клетки многоклеточного организма отличаются по размерам и форме?
12. Почему некроз клеток опасен для организма человека?
13. Почему в многоклеточном организме дочерние клетки, возникающие при делении исходной материнской клетки, дальше могут иметь разное строение и выполнять различные функции?
Темы для дискуссии
14. Какое значение для формирования научного мировоззрения имеет клеточная теория?
15. «Вне клетки нет жизни». Что означает данное утверждение?
Всего комментариев: 0 | |