ГДЗ по географии 11 класс учебник Холина РЕГИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ


ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ

1. Почему территориальное неравенство является опасным для устойчивого развития экономики?
Ответ:
Территориальное неравенство является опасным для устойчивого развития экономики по следующим причинам:
1. Ограничение ресурсов: Регионы с низким уровнем развития могут ощущать недостаток в ключевых ресурсах, таких как финансы, технологии, инфраструктура и квалифицированные кадры. Это препятствует их способности развиваться и конкурировать на национальном и международном уровнях.
2. Региональные неравенства и социальные проблемы: Неравенство между регионами может привести к появлению социальных проблем, таких как безработица, низкий уровень жизни, миграция населения и социальная напряженность. Эти факторы могут создать нестабильность в регионах и отрицательно повлиять на инвестиции, потребление и экономическую активность в целом.
3. Социальные конфликты: Неравенство между регионами может вызывать социальные напряжения и конфликты, особенно если неравенство основано на этнических, религиозных или политических различиях. Это может создавать нестабильность и неспокойствие, что негативно сказывается на инвестиционной активности и экономической стабильности.
4. Ограниченный внутренний рынок: Если некоторые регионы отстают в развитии, это может привести к сужению внутреннего рынка и ограничению потенциала для экономического роста. Недостаток покупательной способности и ограниченный спрос могут оказывать отрицательное влияние на предпринимательскую активность и инвестиции в регионе.

 

2. Каковы основные принципы социальной справедливости; территориальной справедливости?
Ответ:
Основные принципы социальной справедливости и территориальной справедливости включают следующие аспекты:
Принципы социальной справедливости:
1. Принцип равенства: В соответствии с этим принципом, все люди должны иметь равные права, возможности и доступ к ресурсам независимо от их социального статуса, пола, расы, вероисповедания или иных характеристик. Это означает, что каждый должен быть обеспечен достойными условиями жизни, образованием, здравоохранением и справедливыми возможностями для развития своих способностей.
2. Принцип справедливого распределения: Согласно этому принципу, ресурсы и блага должны быть распределены таким образом, чтобы минимизировать социальное неравенство. Это означает, что общество должно стремиться к справедливому и эффективному распределению благ, учитывая потребности и возможности каждого индивида.
3. Принцип приоритета наиболее уязвимых: Этот принцип подразумевает, что общество должно уделять особое внимание и ресурсы наиболее уязвимым группам, таким как дети, пожилые люди, инвалиды и бедные. Это помогает снизить неравенство и обеспечить равные возможности для всех членов общества.

Принципы территориальной справедливости:
1. Принцип универсальности: В соответствии с этим принципом, все граждане страны должны иметь равные права и возможности проживать в любой точке страны и занимать любое положение в обществе. Никакое географическое местоположение не должно стать препятствием для получения основных услуг и насущных потребностей.
2. Принцип компенсации: Согласно этому принципу, регионы, которые вносят больший вклад в экономику всей страны, должны получать большую долю национального богатства, чтобы компенсировать их вклад и стимулировать дальнейшее развитие. Также учитывается и распределение ресурсов с учетом сложных условий и потребностей в более отдаленных или малоразвитых регионах.
3. Принцип устойчивости: Этот принцип подразумевает, что развитие должно быть устойчивым и обеспечивать равные возможности для всех регионов. Ресурсы и инвестиции должны быть распределены таким образом, чтобы поддерживать экономическую, социальную и экологическую устойчивость всех территорий.

 

3. В чём проявляется региональное неравенство?
Ответ:
Региональное неравенство проявляется в том, что различные территории или регионы в одной стране могут иметь разный уровень экономического и социального развития. Некоторые регионы могут быть более развитыми и процветающими, чем другие, что может приводить к неравному распределению доходов, возможностей и ресурсов. Это может создавать неравенство в доступе к образованию, здравоохранению, жилью и другим услугам, а также в возможностях для экономического роста и инвестиций. Региональное неравенство также может приводить к отсутствию равной возможности для участия в политической жизни и принятии решений, что может ухудшить социальную и политическую ситуацию в бедных или отсталых регионах.

 

4. Какова взаимосвязь между территориальной справедливостью и экономической эффективностью?
Ответ:
Взаимосвязь между территориальной справедливостью и экономической эффективностью состоит в следующем:
1. Территориальная справедливость предполагает равномерное распределение экономических возможностей, ресурсов и благ по различным регионам. Это позволяет обеспечить равные условия для развития всех территорий и социальную справедливость.
2. Когда территориальное неравенство слишком велико, возникают негативные последствия для экономической эффективности. Некоторые регионы могут оказаться лишенными доступа к ресурсам, инфраструктуре и возможностям развития, что снижает их потенциал для экономического роста.
3. Неравномерное развитие регионов также может привести к концентрации производства в ограниченном числе регионов, что может быть эффективно с точки зрения производительности и масштабов, но создает дисбаланс и неравенство между различными территориями.
4. В то же время, слишком равномерное распределение экономической активности может привести к неэффективному использованию ресурсов и недостаточному сосредоточению творческого потенциала и инноваций, что может негативно сказаться на общей экономической производительности.
Таким образом, достижение баланса между территориальной справедливостью и экономической эффективностью является важным для устойчивого развития. Это требует государственной региональной политики, которая стимулирует развитие отстающих регионов и обеспечивает равные возможности для всех территорий.

 

5. Что показывает кривая Лоренца и как она строится? Как рассчитывается коэффициент преимущества?
Ответ:

 

6. Какие методы региональной политики использует государство?
Ответ:
Государство использует различные методы в рамках региональной политики, чтобы стимулировать развитие и снизить социально-экономические неравенства между регионами. Некоторые из основных методов региональной политики включают:
1. Финансовая поддержка: Государство предоставляет финансовую помощь регионам в виде субсидий, грантов, налоговых льгот или других форм финансовых пособий. Это может включать инвестиции в развитие инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса, создание рабочих мест и т.д.
2. Привлечение инвестиций: Государство проводит политику по привлечению инвестиций в малоразвитые регионы путем предоставления налоговых стимулов, создания особых экономических зон, облегчения процедур регистрации и т.д. Это способствует развитию новых предприятий, созданию рабочих мест и улучшению экономической ситуации в регионе.
3. Образование и научно-технический прогресс: Государство инвестирует в образовательные программы и научные исследования, направленные на развитие человеческого капитала и инноваций. Это способствует повышению квалификации трудовых ресурсов региона, созданию новых технологий и стимулированию экономического роста.
4. Инфраструктурное развитие: Государство осуществляет инвестиции в развитие транспортной, энергетической, коммуникационной и других видов инфраструктуры в регионах. Это создает условия для привлечения инвестиций, развития бизнеса, улучшения доступности и повышения качества жизни.
5. Регулирование и стимулирование региональной занятости: Государство может принимать меры для регулирования рынка труда в регионах, содействуя созданию рабочих мест, развитию предпринимательства, обучению и переквалификации рабочей силы, а также поддержке занятости в отдельных отраслях или секторах экономики.
6. Разработка специальных программ и приоритетных проектов: Государство может создавать специальные программы и приоритетные проекты, направленные на развитие конкретных регионов или отраслей экономики. Это может включать развитие туризма, аграрного сектора, инновационных технологий, развитие природных ресурсов и другие направления.
Необходимо подчеркнуть, что конкретные методы и инструменты региональной политики могут различаться в разных странах и зависеть от особенностей социально-экономической ситуации и политической системы.

 

7. Каков порядок реализации региональной политики?
Ответ:
Порядок реализации региональной политики может включать следующие этапы:
1. Анализ и диагностика: Государство проводит анализ текущей социально-экономической ситуации в регионах, выявляет проблемы, потребности и особенности каждого региона.
2. Планирование: На основе анализа государство разрабатывает стратегический план региональной политики, определяя приоритеты, цели и конкретные меры для достижения желаемых результатов.
3. Финансирование: Государство выделяет бюджетные средства и финансовые ресурсы для реализации мероприятий региональной политики. Это может включать выделение субсидий, грантов, налоговых льгот или других форм финансовой поддержки.
4. Реализация мероприятий: Государство осуществляет реализацию конкретных программ, проектов и мероприятий, предусмотренных в стратегическом плане. Это может включать инвестиции в развитие инфраструктуры, создание рабочих мест, поддержку предпринимательства, развитие образования и здравоохранения и другие меры.
5. Мониторинг и оценка: Государство проводит мониторинг и оценку результатов реализации региональной политики. Это позволяет оценить эффективность мероприятий, корректировать стратегию при необходимости и обеспечить достижение поставленных целей.
6. Корректировка и пересмотр: В зависимости от полученных результатов и изменений в социально-экономической ситуации государство может корректировать и пересматривать свои региональные политики и программы для более эффективного достижения поставленных целей.
Важно отметить, что порядок реализации региональной политики может различаться в разных странах и зависит от их политической, экономической и социальной системы.

 

8. Каковы особенности реализации региональной политики в более развитых странах?
Ответ:

 

9. Каковы особенности реализации региональной политики в России?
Ответ:
Особенности реализации региональной политики в России включают:
1 Федеративное устройство: Россия имеет сложную административно-территориальную структуру с множеством субъектов, каждый из которых имеет определенную степень автономии. Региональная политика учитывает эти различия и стремится удовлетворить интересы каждого региона.
2. Бюджетный федерализм: Российская система бюджетного федерализма предусматривает перераспределение финансовых ресурсов между регионами. Федеральное правительство выделяет трансферты и субсидии менее развитым регионам для поддержки их социально-экономического развития.
3. Региональные программы: Регионы разрабатывают собственные программы развития, основываясь на своих особенностях и потребностях. Они могут включать меры по развитию инфраструктуры, привлечению инвестиций, созданию рабочих мест и т.д.
4. Особые экономические зоны: Для стимулирования экономического развития определенных регионов в России создаются особые экономические зоны (ОЭЗ). Они предоставляют привилегии и льготы для инвесторов, что способствует привлечению капитала и развитию экономики в этих регионах.
5. Межрегиональное сотрудничество: Регионы взаимодействуют и сотрудничают друг с другом для решения общих проблем и реализации совместных проектов. Это может включать обмен опытом, технологиями, ресурсами и совместные инфраструктурные проекты.
В целом, региональная политика в России стремится обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие всех регионов страны, учитывая их специфические потребности и особенности.

 

10. Какие существуют принципы выделения нуждающихся районов?
Ответ:
Выделение нуждающихся районов обычно основывается на нескольких принципах:
1. Экономический принцип: Районы могут быть выделены на основе их экономического развития и уровня бедности. Этот принцип учитывает такие показатели, как ВВП на душу населения, уровень безработицы, доходы населения и доступ к основным экономическим ресурсам.
2. Социальный принцип: По социальному принципу районы могут быть выделены на основе уровня социального неравенства и уязвимости населения. Факторами, которые могут учитываться, являются уровень образования, доступность здравоохранения, социальная инфраструктура, уровень преступности и наличие уязвимых групп.
3. Инфраструктурный принцип: Районы, нуждающиеся в поддержке, могут быть определены на основе уровня доступности и качества инфраструктуры, такой как дороги, транспортная сеть, водоснабжение, электроснабжение и связь. Этот принцип учитывает наличие отставания в развитии инфраструктуры и необходимость инвестиций для улучшения ситуации.
4. Географический принцип: Некоторые районы могут быть выделены на основе их географических характеристик и особых условий. К ним могут относиться удаленные и труднодоступные районы, районы с неблагоприятными климатическими условиями, районы, подверженные природным катаклизмам и экологическим проблемам.
Эти принципы могут использоваться как отдельно, так и в комбинации друг с другом для определения районов, требующих особого внимания и поддержки. Окончательное выделение нуждающихся районов часто основывается на анализе данных, экспертных оценках и политических решениях.

 

11. Каковы методы справедливого распределения национального дохода между районами страны?

 

12. Какова динамика территориальной справедливости на территории СНГ за 1991—2006 гг.?

 

13. Каковы особенности территориальной справедливости в ФРГ?

 

14. Какие типы экономических районов выделял Дж. Фридманн?
Ответ:
Джон Фридманн выделял четыре типа экономических районов:
1. Районы-ядра: В этих районах сосредоточены передовые отрасли экономики и инновационные предприятия. Они обладают высоким потенциалом для развития и нововведений. Примерами могут служить глобальные и национальные экономические центры, такие как Лондон, Нью-Йорк или Токио.
2. Растущие районы: Эти районы находятся на периферии, но благодаря связям с районами-ядрами они получают стимулы для роста и развития. Такие районы могут быть связаны с интенсивной разработкой природных ресурсов или формированием "коридоров развития" между крупными экономическими центрами.
3. Районы нового освоения: Эти районы находятся на территориях, где ранее не было активной хозяйственной деятельности или заселения. Они характеризуются освоением новых земель и развитием сельского хозяйства, лесоразработками и добычей полезных ископаемых.
4. Депрессивные районы: Депрессивные районы являются периферийными и характеризуются проблемами со старыми промышленными комплексами, неэффективным сельским хозяйством и низким уровнем жизни. Эти районы сталкиваются с упадком ресурсной базы, высокой безработицей и социально-экономическими проблемами.
Эти типы районов помогают понять и анализировать различия в экономическом развитии между регионами и выявить особенности их потенциала и проблем.

 

15. В чём суть теории «полюсов роста» Фр. Перру?
Ответ:
Теория "полюсов роста" Франсуа Перру предполагает создание концентрированных и динамично развивающихся промышленных центров, которые становятся основой развития отсталых периферийных районов. Суть этой теории заключается в следующем:
1. Концентрация ресурсов: "Полюс роста" представляет собой географическую область, в которой сосредоточены значительные ресурсы, как финансовые, так и человеческие. Эти ресурсы мобилизуются для стимулирования экономического роста и развития района.
2. Привлечение инвестиций: "Полюс роста" привлекает значительные инвестиции в различные отрасли промышленности и инфраструктуру. Это позволяет создавать новые предприятия и рабочие места, способствует технологическому прогрессу и развитию инноваций.
3. Эффект масштаба: Концентрация промышленных предприятий в "полюсе роста" приводит к эффекту масштаба. Близость компаний и институтов позволяет им взаимодействовать, обмениваться знаниями, опытом и ресурсами. Это способствует увеличению производительности, снижению затрат и стимулирует инновационную деятельность.
4. Региональное развитие: "Полюс роста" играет роль катализатора для развития прилегающих территорий. Поскольку развитие и инвестиции сосредоточены в "полюсе", он оказывает позитивное влияние на экономику и инфраструктуру окружающих районов, способствуя их прогрессу и снижению неравенства развития.

 

16. Какие закономерности существуют в процессе распространения нововведений?

 

17. В чём суть модели «центр — периферия»?
Ответ:
Суть модели "центр - периферия" заключается в описании неравенства развития между центральными и периферийными регионами. Центр представляет развитые и преимущественные области с высоким уровнем экономического развития, инфраструктурой и доступом к ресурсам. Периферия же охватывает менее развитые регионы с ограниченными экономическими возможностями и недостаточной инфраструктурой. Модель отражает неравенство, зависимость и взаимодействие между этими двумя типами регионов, которое может приводить к социальным, экономическим и пространственным неравенствам.

 

18. В чём состоят особенности взаимоотношения центральных периферийных и полупериферийных районов?

 

19. Как проявляется модель «центр — периферия» на глобальном, локальном и региональном уровнях?

 

20. Как изменялось географическое положение центральных и периферийных районов мирового хозяйства?

 

21. Каковы особенности центральных и периферийных районов в экономически развитых странах; в развивающихся странах?



Категория: География
Всего комментариев: 0