ГДЗ по географии 10 класс учебник Гладкий, Николина Информационный блок к теме «Политическая карта мира»


1. Зачем нужно изучать политическую географию?

1. Каким образом географические знания могут быть востребованы: а) при делимитации и демаркации границ страны; б) при административно-территориальном устройстве; в) при территориальной организации местного самоуправления?
Ответ:
Географические знания имеют важное значение в различных аспектах делимитации и демаркации границ страны, административно-территориального устройства и территориальной организации местного самоуправления:

а) При делимитации и демаркации границ страны: Географические знания помогают определить природные препятствия, такие как реки, горы или озера, которые могут служить естественными границами. Они также учитывают культурные и исторические факторы для установления приемлемой и устойчивой границы между странами.

б) При административно-территориальном устройстве: Географические знания используются для определения оптимального разделения территории на административные единицы, такие как регионы, провинции или штаты. Они учитывают географические, экономические и социокультурные факторы, чтобы обеспечить эффективное управление и развитие территорий.

в) При территориальной организации местного самоуправления: Географические знания используются для планирования инфраструктуры, распределения ресурсов и развития сообществ на местном уровне. Они учитывают физические особенности местности, доступность и потребности жителей для создания благоприятной среды и улучшения качества жизни.

Таким образом, географические знания помогают принимать обоснованные решения и планировать различные аспекты границ, административного устройства и территориального управления, учитывая факторы, связанные с природой, культурой, экономикой и потребностями населения.

 

2. В чём состоят интересы политической географии при изучении: а) природных ресурсов; б) экономики и её отдельных отраслей?
Ответ:
Интересы политической географии при изучении природных ресурсов и экономики включают:

а) Природные ресурсы: Интерес в политической географии заключается в понимании распределения природных ресурсов на земле, их доступности и использовании различными странами и регионами. Изучение этих вопросов помогает понять, как государства конкурируют за ресурсы, какие стратегии они применяют для обеспечения доступа к ресурсам и как это влияет на геополитические отношения.

б) Экономика и отрасли: Политическая география интересуется пространственной организацией экономики и её отраслей. Это включает исследование географического распределения промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и услуг. Анализируя региональные различия и экономические центры, политическая география пытается понять, какие факторы влияют на развитие экономики в разных регионах и как они взаимодействуют с политическими процессами.

В целом, политическая география при изучении природных ресурсов и экономики стремится понять взаимосвязь между политикой, географией и экономическим развитием.

 

3. Чем различаются формы государственного правления и политико-административного устройства государств?
Ответ:

 

2. О восприятии человеком политической организации мира

1. Известно, что правовая основа провозглашения независимости Косова, Абхазии и Южной Осетии до сих пор подвергается критике со стороны многих государств. Какова позиция в этом вопросе стран НАТО и России и как она аргументируется с обеих сторон?
Ответ:

 

2. Почему при декларировании отдельными странами своего государственного устройства нередко проявляются элементы условности?
Ответ:
При декларировании государственного устройства различными странами могут проявляться элементы условности по нескольким причинам:

1. Исторический контекст: Многие страны имеют сложные исторические процессы, связанные с формированием и развитием своего государственного устройства. В результате этого процесса возникают компромиссы, комплексные политические соглашения и временные решения, которые могут быть отражены в их конституциях или законах.

2. Культурные и этнические различия: Страны с множеством культур и этнических групп могут сталкиваться с вызовами при определении своего государственного устройства. Для достижения согласия и поддержания стабильности могут быть введены некоторые компромиссы или условности.

3. Политические факторы: Политические партии и группы могут вносить свои интересы и позиции в процесс формирования государственного устройства. Чтобы достичь консенсуса и удовлетворить различные стороны, могут быть включены элементы условности.

4. Международное влияние: Влияние других стран и международных организаций также может оказывать влияние на государственное устройство. Страны могут быть подвержены внешним давлениям или стимулам, чтобы внести определенные изменения или включить условности в свои декларации.

Условности в государственном устройстве могут помочь сохранить стабильность, согласие и удовлетворить различные интересы и требования различных групп в обществе. Они являются результатом сложного политического процесса и попыткой найти компромиссы между различными сторонами.

 

3. Антарктида обладает специальным международно-правовым статусом. Что он собой представляет?
Ответ:
Антарктида обладает специальным международно-правовым статусом, определенным в Договоре об Антарктике, который был подписан в 1959 году и вступил в силу в 1961 году. Этот договор является основополагающим правовым документом, регулирующим деятельность в Антарктике.

Основные положения Договора об Антарктике включают:

1. Запрет на военную деятельность: Договор запрещает военные действия, проведение военных учений и размещение ядерного оружия в Антарктиде.

2. Запрет на гражданскую эксплуатацию: Договор запрещает любую форму коммерческой деятельности, направленной на добычу природных ресурсов, за исключением научных исследований.

3. Свободное проведение научных исследований: Договор признает свободу научных исследований в Антарктиде и обязует его участников сотрудничать и обмениваться научной информацией.

4. Защита окружающей среды: Договор требует, чтобы деятельность в Антарктиде осуществлялась с учетом защиты окружающей среды и сохранения ее уникального природного состояния.

5. Международное сотрудничество: Договор подразумевает международное сотрудничество и консультации между его участниками при принятии решений, касающихся Антарктики.

Таким образом, специальный международно-правовой статус Антарктиды обеспечивает рамки и правила для деятельности в этом регионе, направленные на мирное использование, научные исследования и охрану природы Антарктиды.

 

4. Постарайтесь привести примеры указанных в таблице типов государственных образований, существующих на политической карте мира.
Ответ:

 

3. Уровни изучаемых объектов политической географии

На примере рисунка 29 постарайтесь выделить уровни объектов политической географии.
Ответ:

 

4. Формы территориальных сдвигов на политической карте мира

1. К какому типу линейных изменений на карте мира можно отнести: а) вхождение Аляски в состав США; б) присоединение к СССР в 1944 г. района Печенги (Петсамо) на границе с Финляндией и Норвегией; в) разделение в 1990-х гг. территории Западной Сахары (бывшей Испанской Сахары) между Марокко и Мавританией с молчаливого согласия Испании?
Ответ:
а) Вхождение Аляски в состав США - это количественное линейное изменение на карте мира, так как происходило в результате покупки территории США у России в 1867 году, что привело к увеличению территории страны.

б) Присоединение района Печенги (Петсамо) к СССР в 1944 году - это количественное линейное изменение на карте мира, так как происходило в результате заключения мирного договора с Финляндией после Второй мировой войны, что привело к увеличению территории СССР.

в) Разделение территории Западной Сахары между Марокко и Мавританией с молчаливого согласия Испании в 1990-х годах - это качественное линейное изменение на карте мира, так как связано с изменением формы правления и устройства политической власти на этой территории, в результате чего произошло политическое разделение территории между двумя странами.

 

2. Каков характер качественных политико-географических сдвигов, происшедших в последние годы: а) в странах Балтии; б) на Украине; в) в Ливии; г) в Эфиопии; д) в Египте?
Ответ:

 

5. Что лучше: монархия или республика?

1. Давний спор о том, какая форма правления — монархическая или республиканская — лучше в современном мире, продолжается и в XXI столетии. Большинство экспертов утверждают, что при республиканской форме правления у народа есть право выбора, власть выбирается народом, а при монархической — вся власть в стране принадлежит монарху и передаётся по наследству. Тем не менее есть убеждённые сторонники монархий. А как считаете вы?
Ответ:
Мнения людей по поводу предпочтительности монархической или республиканской формы правления могут значительно различаться. Это сложный и многогранный вопрос, который может зависеть от множества факторов, таких как история, культура, традиции, политические и экономические условия конкретной страны.

Некоторые сторонники монархии могут подчеркивать символическую роль монарха в обществе, его роль в поддержании стабильности и единства нации, а также культурное и историческое значение монархических институтов.

С другой стороны, сторонники республиканской формы правления могут акцентировать на значимости гражданского участия в правительстве, выборности власти, разделении властей и соблюдении принципов демократии.

Каждая из этих форм правления имеет свои плюсы и минусы, и выбор между ними часто зависит от уникальных обстоятельств каждой страны и предпочтений населения. Важно, чтобы система правления соответствовала ценностям и потребностям общества, обеспечивала защиту прав и свобод граждан, стимулировала экономическое и социальное развитие, а также способствовала устойчивости и благополучию страны.

 

2. Одни авторы утверждают, что федерализм нашей стране не нужен, другие полагают, что Россия всегда тяготела к федерализму, вне зависимости от формы государственного устройства. В чём состоит специфика государственного устройства России как федеративного государства?
Ответ:

 

3. Что общего, на ваш взгляд, у Европейского союза с такой формой политико-административного устройства, как конфедерация?
Ответ:
Европейский союз (ЕС) и конфедерация обладают несколькими общими чертами:

1. Суверенные государства: ЕС и конфедерация являются объединениями суверенных государств, которые сами принимают решения и имеют свои правительства.

2. Децентрализованное управление: Оба образования имеют децентрализованную структуру управления, где определенные вопросы и полномочия передаются национальным правительствам или региональным органам.

3. Соглашение между государствами: Как в ЕС, так и в конфедерации, члены сотрудничают на основе договорных соглашений, которые устанавливают правила и условия их сотрудничества.

4. Ограниченные полномочия центральных органов: В обоих случаях центральные органы имеют ограниченные полномочия в отношении национальных вопросов и принимают решения, опираясь на консенсус среди государств-членов.

5. Возможность выхода: Государства-члены ЕС и конфедерации имеют возможность выйти из союза или объединения, если они считают, что это не соответствует их интересам или потребностям.

Однако стоит отметить, что Европейский союз и конфедерация имеют также существенные отличия. ЕС гораздо более интегрирован и сложен в структуре, имеет свои законодательные органы и общие политики, что делает его уникальным международным объединением с более глубокой интеграцией и обширными полномочиями. В то время как конфедерация обычно имеет более слабую централизацию и члены остаются более независимыми субъектами.

 

6. Изменения на политической карте мира на рубеже XX—XXI вв.

Подготовьте групповые доклады на следующие темы:
1. Главные геополитические события па рубеже XX—XXI столетий в Европе.
2. Главные геополитические события па рубеже XX—XXI столетий в Азии (исключая Ближний Восток).
3. Главные геополитические события па рубеже XX—XXI столетий в Африке (исключая Ближний Восток).
4. Главные геополитические события па рубеже XX—XXI столетий в странах Ближнего Востока.
Дайте оценку этим событиям с учётом интересов Российской Федерации.

Ответ:

 

7. Выбираем мир: двухполюсный, однополюсный или многополярный?

Биполярная система, как любая уравновешенная система, могла бы просуществовать достаточно долго. Но распад СССР привёл к фактической монополии США в мировых делах. По мнению западных авторов, однополюсный мир имеет свои преимущества перед двухполюсным или многополюсным: в нём, дескать, быстрее решаются возникающие конфликты. Но однополюсная система страшна всевластием одной страны, господством меньшинства над большинством, пренебрежением мнения таких стран, как Китай, Индия, Россия и др. Между тем находится немало политиков, отстаивающих сложившуюся систему однополюсного мира. А что думаете вы по этому поводу?
Ответ:

 

8. Наиболее известные геополитические идеи и концепции прошлого

1. В чём сущность теории органического государства Ф. Ратцеля и Р. Челлена?
Ответ:
Теория органического государства, представленная Фридрихом Ратцелем и Рудольфом Челленом, основывается на представлении государства как живого организма.

Сущность этой теории заключается в следующих основных понятиях:

1. Государство как организм: Государство рассматривается как живой организм, обладающий своими структурами, функциями и внутренней организацией. Аналогично живому существу, государство имеет потребности, ресурсы и зависит от своей территории.

2. Территория и народ: Территория является неотъемлемой частью государства, предоставляющей ресурсы, пространство для его существования и развития, а также обеспечивающей его безопасность Народ также играет важную роль, поскольку является составной частью этого организма и обеспечивает его жизнеспособность.

3. Взаимодействие с окружающей средой: Государство взаимодействует с окружающими государствами и системами, устанавливая политические, экономические и культурные связи. Это включает формирование альянсов, дипломатические отношения и торговые связи.

4. Приспособление и развитие: Государство должно приспосабливаться к изменяющимся условиям и вызовам, а также развиваться, чтобы оставаться жизнеспособным. Это может включать изменения в политической системе, правовых нормах, экономической модели и социальных институтах.

 

2. На чём фокусировали внимание сторонники геостратегического направления в геополитике А. Мэхэн и X. Маккиндер?
Ответ:
Сторонники геостратегического направления в геополитике, такие как А. Мэхэн и Х. Маккиндер, фокусировали своё внимание на географических аспектах и их влиянии на политику и стратегическое планирование государств. Они исследовали взаимосвязь между географией, ресурсами, геополитическим положением и силой государств.

А. Мэхэн акцентировал внимание на морской силе и преимуществах контроля над морскими путями и регионами, в то время как Х. Маккиндер уделял важность контролю над центральными и географически стратегическими областями Евразии. Оба исследователя подчеркивали, что географические факторы играют важную роль в определении интересов и политических стратегий государств.

 

3. Людям старшего поколения в России хорошо известна словесная формула «Drang nach Osten». Что она означает, кому она принадлежит и какой известный геополитик за ней стоит?
Ответ:

 

4. Как бы вы прокомментировали следующее высказывание американского геополитика Н. Спайкмена: «География является самым фундаментальным фактором внешней политики государств потому, что этот фактор — самый постоянный. Министры приходят и уходят, умирают даже диктатуры, но цепи гор остаются непоколебимыми»?
Ответ:
Высказывание Н. Спайкмена подчеркивает, что географическое положение и характеристики страны оказывают глубокое и стойкое влияние на её внешнюю политику. Эти факторы считаются наиболее постоянными, потому что они не подвержены изменениям, как, например, политические режимы или лидеры. География, такая как расположение страны, климат, доступ к ресурсам и её физическая природа, определяют, какие стратегии и решения принимает государство.

Однако стоит помнить, что внешняя политика также зависит от других факторов, таких как экономика, культура, общественное мнение и идеология. География важна, но не является единственным определяющим фактором в мировой политике. Государства учитывают множество разных аспектов при принятии внешних решений.

 

9. Евразийская идея (концепция)

1. Известно, что евразийцы (как и их последователь Л. Н. Гумилёв) видели едва ли не главный двигатель евразийской истории во взаимодействии земледельческой и кочевой культур (леса и степи). Что вы знаете о таком взаимодействии? Какие народы представляли лес и степь?
Ответ:

 

2. Считается, что одним из краеугольных камней концепции евразийцев стали исторические циклы объединения и дезинтеграции евразийских государств, представлявшие собой последовательный ряд попыток (скифы, гунны, тюрки, монголы, русские) создания единого всеевразийского государства. Используя сведения из курса древней истории, попытайтесь конкретизировать эту мысль.
Ответ:

 

3. В полемике по поводу евразийства давно расставлены акценты, выявлены сторонники и противники, сломано множество «копий». Участники своеобразного круглого стола под эмоциональную канонаду идеологических обвинений давно перестали слышать друг друга. А что думаете вы о жизнеспособности евразийской идеи сегодня?
Ответ:

 

4. Насколько справедлива, по вашему мнению, мысль известного евразийца И. Л. Солоневича: «...Мы никогда не будем иметь такие свободы, какие имеют Англия и США, так как их безопасность гарантирована морями и океанами, а наша может быть гарантирована только воинской повинностью»?
Ответ:
И. Л. Солоневич выразил мысль, что страны, окруженные океанами и морями (например, США и Англия), имеют природные преимущества в обеспечении своей безопасности. Эти природные барьеры делают их менее уязвимыми перед внешними угрозами. В то время как страны, не имеющие таких географических преимуществ, могут чувствовать себя менее безопасными и должны полагаться на свои вооруженные силы для защиты.

Суть в том, что географическое положение играет важную роль в национальной безопасности. Однако в современном мире безопасность зависит не только от географии, но и от других факторов, таких как дипломатия, экономические отношения и международные договоры. 

Таким образом, хотя география играет важную роль, она не является единственным определяющим фактором национальной безопасности.



Категория: География
Всего комментариев: 0