1. География культуры: в чём секрет её прогресса?
1. В чём состоит специфика культурной географии как отрасли знания?
Ответ:
Культурная география - это научная дисциплина, изучающая взаимодействие между культурой и пространством. Специфика культурной географии заключается в следующем:
1. Уделяет внимание культурным процессам и их влиянию на пространственные структуры. Культурная география анализирует, как различные культурные факторы, такие как язык, религия, традиции и т.д., формируют и изменяют пространственную организацию общества.
2. Рассматривает культуру как часть географического пространства. Культурная география исследует, как пространство и местоположение влияют на культурные практики и взаимодействия. Например, как географические факторы, такие как рельеф, климат, природные ресурсы и т.д., влияют на распределение населения и развитие культурных традиций в различных регионах.
3. Исследует взаимосвязь между культурой и экономикой. Культурная география анализирует, как культурные факторы влияют на экономические процессы, такие как производство, торговля и потребление. Например, как культурные предпочтения и традиции влияют на выбор товаров и услуг, а также на формирование рынков и торговых сетей.
4. Исследует многокультурные и глобализационные процессы. Культурная география исследует, как многокультурные общества взаимодействуют и как глобализация влияет на культурные практики и идентичность. Например, как миграция и культурный обмен влияют на формирование многокультурных городов и регионов, а также как глобализация влияет на сохранение и изменение культурных традиций.
2. Как вы объясните тот факт, что один и тот же хозяйственно-культурный тип может быть присущ различным народам?
Ответ:
Это объясняется тем, что культура и традиции народов формируются под влиянием различных факторов, таких как климатические условия, природные ресурсы, исторические события, контакты с другими народами и т.д. В результате два народа, имеющие схожие условия жизни, могут развивать похожие культурные традиции и хозяйственные формы. Кроме того, культура может быть перенята или адаптирована из других культурных традиций через миграцию, торговлю, образование и другие формы обмена. Поэтому, даже если два народа имеют разные культурные традиции и историю, они могут развивать схожие хозяйственно-культурные типы благодаря подобным условиям жизни и обмену культурными ценностями.
3. Первое упоминание об историко-культурных областях мира связано с именем Геродота, который выделил две области — эллинские полисы Европы и страны Ближнего и Среднего Востока, где в то время господствовала династия древнеперсидских царей. Постарайтесь конкретизировать эти области.
Ответ:
Эллинские полисы Европы были областью, включающей греческие города-государства на территории современной Греции и других регионов, где греческая культура и язык имели большое значение. Это была область с развитой демократией, философией, наукой, искусством, архитектурой и другими культурными достижениями.
Страны Ближнего и Среднего Востока в то время находились под властью династии древнеперсидских царей, которая охватывала территорию, включающую современный Иран, Ирак и часть других соседних стран. Это была область с развитой архитектурой, литературой, религией и другими культурными достижениями. Здесь находились такие великие города, как Персеполис, Суза и Багдад. Обе эти области имели огромное значение для развития мировой культуры и истории.
4. «География по отношению к человеку не что иное, как История в пространстве, точно так же, как История является Географией во времени», — писал французский географ Э. Реклю. Как вы понимаете это выражение?
Ответ:
Данное выражение означает, что география и история тесно связаны между собой и являются взаимосвязанными науками, которые изучают различные аспекты жизни человека и его окружения. История изучает прошлое человечества во времени, а география — его настоящее и прошлое в пространстве. Исторические процессы формируют территории и влияют на характеристики окружающей среды, тогда как географические особенности определяют поведение человека и развитие его культуры. Таким образом, география и история взаимосвязаны и взаимозависимы, и только их комплексное изучение позволяет более глубоко понимать историю человечества и его современность.
2. Новейшие изменения в географии религий
1. Какими двумя основными факторами обусловлено наблюдающееся изменение религиозной карты Западной Европы?
Ответ:
Наблюдающееся изменение религиозной карты Западной Европы может быть обусловлено двумя основными факторами:
1. Секуляризация - это процесс отделения религии от общества и государства. Он связан с модернизацией общества, ростом научных знаний и ростом уровня жизни. В результате секуляризации уменьшается число людей, считающих религию важной частью своей жизни, и увеличивается число людей, не связанных с какой-либо религией.
2. Миграция - многие страны Западной Европы стали местом прибытия мигрантов из различных частей мира, и эти мигранты часто имеют различные религиозные убеждения. Например, в последние десятилетия в Европу прибыли мусульмане из разных стран, а также православные христиане из Восточной Европы. Это может приводить к изменению религиозной карты в тех регионах, где мигранты обосновываются и формируют свои общины.
2. В чём проявляются процессы деформации православия на Украине?
Ответ:
3. Два автономных города Испании примерно в 2025 г. станут первыми территориями в составе Европейского союза с преимущественно мусульманским населением. О каких поселениях идёт речь?
Ответ:
Речь идет о городах Сеута и Мелилья, которые расположены на северо-африканском побережье и являются автономными городами Испании. В настоящее время население этих городов состоит преимущественно из мусульманского населения, и, как ожидается, к 2025 году доля мусульман в населении городов составит более 50%.
4. Менее других мировых религий подвержен географическим сдвигам буддизм. Однако чрезвычайно сложной остаётся проблема непризнания властями КНР Далай-ламы XIV (духовного лидера тибетцев), живущего в эмиграции в Индии. По официальному мнению китайской стороны Далай-лама — «политический изгнанник, который на протяжении длительного времени под знаком религии ведёт деятельность, направленную на раскол Китая». А что вы об этом думаете?
Ответ:
Как и все вопросы, связанные с политикой и религией, данная проблема имеет множество точек зрения. Однако, как и в любой сложной ситуации, для полного понимания проблемы необходимо рассмотреть ее исторический контекст и различные факторы, влияющие на обе стороны.
С одной стороны, Китайская Народная Республика рассматривает Тибет как неотъемлемую часть своей территории и считает Далай-ламу врагом государства, который ставит целью разделить Китай и провозгласить независимость Тибета. Поэтому Китайская сторона отказывается признавать Далай-ламу как политического и религиозного лидера тибетцев.
С другой стороны, анализируя положение тибетского народа, следует отметить, что многие тибетцы рассматривают Далай-ламу как своего духовного лидера и символ борьбы за свободу Тибета. Кроме того, многие люди в разных частях мира уважают Далай-ламу как ученого, деятеля в области мира и благотворительности, защитника прав человека и окружающей среды.
Таким образом, проблема непризнания Далай-ламы КНР несет в себе как политические, так и религиозные аспекты, а также культурные и исторические сложности. Необходимо искать компромиссные решения и поощрять диалог между Китаем и тибетским народом, чтобы достичь устойчивого решения проблемы.
3. Мировые цивилизации в начале XXI в.
1. Известно, что африканская цивилизация очень непохожа на другие цивилизации. Основу её составляет гармоничный симбиоз человека и природы. Однако колонизация континента и экспансия западных ценностей отчасти оказали влияние на психологию африканцев и их традиционную жизнь. Как вы считаете, не могли ли эти факты привести к утрате способности местных жителей жить в тесной гармонии с природой?
Ответ:
Колонизация и экспансия западных ценностей на континенте Африки действительно оказали серьезное влияние на жизнь местных жителей и их отношение к природе. Одним из негативных последствий было разрушение традиционных африканских общин и культурных обычаев, включая их подход к устойчивому использованию природных ресурсов. Кроме того, западные идеалы потребительства и экономического роста привели к ускоренному вырубанию лесов, загрязнению водных и земельных ресурсов и исчезновению многих видов животных.
Однако, несмотря на эти негативные факторы, африканцы до сих пор сохраняют многие традиционные практики, которые помогают им жить в гармонии с природой. Например, многие африканские общины продолжают практиковать традиционное земледелие, которое основывается на сохранении плодородия почвы и устойчивом использовании ресурсов. Также во многих африканских культурах существуют обряды и ритуалы, которые направлены на сохранение природы и уважение к ней.
Таким образом, хотя влияние западных ценностей на африканскую культуру было значительным, местные жители до сих пор сохраняют свои традиции и знания о том, как жить в гармонии с природой.
2. На каком основании латиноамериканская и православная цивилизации обычно признаются самостоятельными цивилизациями? Как вы оцениваете перспективы сохранения их индивидуальности с учётом влияния западноевропейской цивилизации?
Ответ:
3. Границы многих цивилизационных пространств мира не отличаются чёткостью, а их жители нередко становятся бицивилизационными людьми. Приведите конкретные примеры таких регионов и объясните причины, вследствие которых произошло изменение цивилизационной культуры населения. Выполните задание в форме таблицы.
Ответ:
4. Известно немало очагов православной культуры в мире, в том числе, связанных с культурным наследием многовековой российской эмиграции. Что говорят вам, например, имена А. К. Глазунова, С. С. Прокофьева, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, Ф. И. Шаляпина, А. Н. Вертинского, В. Ф. Нежинского, К. Д. Бальмонта, В. В. Набокова, Н. А. Бердяева, Н. К. Рериха, И. А. Бродского, внесших заметный вклад в сокровищницу православной цивилизации за пределами России?
Ответ:
5. С. Хантингтон — автор концепции этнокультурного противостояния цивилизаций — широко цитируется в мировой литературе. Некоторые его высказывания звучат весьма интригующе, но далеко не всеми воспринимаются однозначно.
Прочитайте внимательно нижеприведённые цитаты и прокомментируйте их. Выскажите своё отношение к позиции автора.
1. Западная вера в универсальность западной культуры страдает от трёх недостатков: она неверна, она аморальна и она опасна.
2. Разделение мира на две части по культурному признаку ещё менее полезно. В какой-то степени Запад является единым. Но что общего у незападных обществ, кроме того факта, что они незападные? Японская, китайская, индуистская, мусульманская и африканская цивилизации имеют мало общего в религии, социальной структуре, общественных организациях и превалирующих ценностях.
3. Тысячелетия человеческой истории доказывают, что религия не «маленькое отличие», а, возможно, глубочайшее различие, какое только существует между людьми. Повторяемость, масштабы и ожесточённость войн вдоль линий разломов значительно увеличиваются верой в разных богов.
4. Основные цивилизации в человеческой истории в огромной мере отождествлялись с великими религиями мира; и люди общей этнической принадлежности и общего языка, но разного вероисповедания, могут вести кровопролитные братоубийственные войны.
5. Лишь русская, японская и эфиопская цивилизации смогли противостоять бешеной атаке Запада и поддерживать самодостаточное независимое существование.
6. Костры общинной идентичности и ненависти редко затухают полностью, если не считать случаев геноцида.
7. Регионы служат основой для сотрудничества только тогда, когда география совпадает с культурой. В отрыве от культуры соседство не ведёт к общности.
8. В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки — в богачей, но русские при всём желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы — армянами.
Ответ:
Всего комментариев: 0 | |