ГДЗ по географии 10 класс учебник Гладкий, Николина География в современном мире


1. География как наука

1. Как вы думаете, в чём проявляется невежество тех, кто, по словам известного русского географа А. Н. Краснова (1862-1914), по привычке рассматривает географию как «сброд» разнородных сведений о той или иной стране, начиная от направления ветра и завершая тем, «какими вилками едят жаркое её обитатели»?
Ответ:
Невежество тех, кто рассматривает географию как простой набор фактов о различных странах, проявляется в том, что они не видят глубокой связи между различными аспектами окружающей среды, социальной и экономической жизни, историческими событиями и геополитическими процессами. Они не понимают, что географические знания являются важной составляющей в понимании многих современных проблем, таких как изменение климата, глобализация, миграция населения и т.д. Вместо этого они ограничиваются поверхностными знаниями о географии, что приводит к неверным представлениям о мире и неправильным решениям в различных областях жизни. Кроме того, рассматривание географии как набора несвязанных фактов также может приводить к недооценке ее важности и значимости для современного общества.

 

2. В чём состоит значение географической науки для современного общества?
Ответ:
Географическая наука имеет огромное значение для современного общества и важна для решения многих проблем, с которыми мы сталкиваемся на международном, национальном и локальном уровнях. Например, географическая наука играет ключевую роль в борьбе с глобальными вызовами, такими как изменение климата, загрязнение окружающей среды и потеря биоразнообразия.
Кроме того, географические технологии, такие как системы информационных технологий (ГИС), дистанционное зондирование и спутниковая навигация, позволяют собирать, анализировать и интерпретировать данные, необходимые для принятия обоснованных решений в области географии, экологии, экономики и политики. Эти технологии также могут быть использованы для улучшения прогнозирования и предотвращения природных катастроф, таких как наводнения, землетрясения и тайфуны.
Наконец, географическая наука важна для культурного и общественного развития, так как она помогает нам лучше понимать и ценить различные культуры и народы, их историю и традиции, а также способы, которыми они взаимодействуют с окружающей средой.
Таким образом, географическая наука является неотъемлемой частью современного общества и помогает нам лучше понимать наш мир и принимать обоснованные решения для сохранения его ресурсов и улучшения качества жизни всех людей.

 

3. С помощью электронных ресурсов подготовьте сообщение о вкладе в науку выдающихся географов П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Л. С. Берга, А. И. Воейкова, Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского, Ю. Г. Саушкина (на выбор).
Ответ:

 

2. География — система наук

1. Продолжите предложение: «Современная география представляет собой огромную “семью” научных дисциплин, связанных между собой ...».
Ответ:
Современная география представляет собой огромную “семью” научных дисциплин, связанных между собой изучением различных аспектов нашей планеты. Она включает в себя такие области, как физическая география, изучающая природные процессы и явления на Земле, экономическая география, которая исследует связи между экономическими процессами и пространственными особенностями, а также социальная география, которая анализирует взаимодействие между обществом и окружающей средой, и многие другие. Вместе они позволяют нам получить более полное представление о нашей планете и о том, как мы взаимодействуем с ней.

 

2. На каком основании к «семье» географических наук относится картография, ведь она является технической дисциплиной?
Ответ:
Картография - это наука о создании и использовании карт, которые являются основой для представления географических данных. Хотя картография часто связывается с техническими навыками и технологиями, она также имеет глубокие корни в географической науке и связана с другими ее дисциплинами.
Картография является инструментом, который позволяет географам и другим ученым визуализировать и анализировать географические данные, получаемые из различных дисциплин, таких как физическая география, экономическая география, социальная география и другие. Карты, созданные картографами, могут представлять географическую информацию на различных масштабах и в разных форматах, включая топографические карты, тематические карты, карты использования земли и другие.
Кроме того, разработка и использование карт важно не только для географических наук, но также имеет практические применения в других областях, таких как здравоохранение, экономика, политика, геология, транспорт и многое другое. Карты играют важную роль в планировании и принятии решений, а также в обмене информацией между различными областями науки и промышленности.
Таким образом, хотя картография является технической дисциплиной, она тесно связана с географическими науками и играет важную роль в представлении, анализе и использовании географических данных.

 

3. Что представляют собой такие географические науки, как геоморфология, гляциология, гидрология, этническая география?
Ответ:
Геоморфология - это наука, изучающая формы рельефа Земли и процессы их формирования. Геоморфологи исследуют горы, долины, равнины, плато, острова и другие природные образования, а также изучают причины их появления и изменения.
Гляциология - наука, изучающая ледники и ледяные образования, а также их влияние на климат и гидрологический цикл. Гляциологи изучают ледники на Земле, их структуру, движение и взаимодействие с окружающей средой.
Гидрология - наука, изучающая водные ресурсы Земли, включая их распределение, свойства, циклы и использование. Гидрологи исследуют реки, озера, водохранилища, подземные воды и другие формы водных ресурсов, а также изучают их влияние на окружающую среду и человеческую жизнь.
Этническая география - наука, изучающая распределение и характеристики этнических групп на Земле, а также их взаимодействие с окружающей средой. Этнические географы исследуют исторические миграции, языки, культуры, обычаи и другие аспекты этнических групп, а также изучают их социально-экономическое положение и взаимодействие с другими группами в рамках различных географических областей.
Все эти науки являются важными частями географии и изучают различные аспекты нашей планеты, что позволяет нам лучше понимать ее природу, климат, культуру и историю.

 

4. Как вы считаете, что изучают специалисты в области медицинской географии, страноведения, рекреационной и мелиоративной географии, топонимики?
Ответ:
Специалисты в области медицинской географии изучают взаимодействие между здоровьем человека и факторами окружающей среды, такими как климат, географическое расположение, экология и доступность медицинских услуг. Они анализируют географические данные, чтобы понять распространение заболеваний, оценить риски и улучшить доступность медицинской помощи.
Специалисты в области страноведения изучают географические, социальные, политические и экономические аспекты стран и регионов. Они анализируют и сравнивают культуру, язык, образ жизни, традиции и религию разных народов, чтобы понимать особенности их поведения и взаимодействия.
Специалисты в области рекреационной географии изучают использование природных ресурсов в различных формах отдыха, таких как туризм, спорт и рекреационная деятельность. Они оценивают потенциал рекреационных зон, разрабатывают планы развития туристической инфраструктуры, проводят экологические и социальные исследования.
Специалисты в области мелиоративной географии изучают использование и изменение природных ресурсов, особенно земель и водных ресурсов, для повышения продуктивности сельского хозяйства и решения проблем питания. Они также занимаются планированием и управлением землепользования, прогнозированием изменений климата и оценкой рисков для окружающей среды и общества.
Специалисты в области топонимики изучают исследуют историю и происхождение названий географических мест и объектов, таких как города, реки, горы и т.д. Они анализируют лингвистические, культурные и исторические аспекты топонимов, чтобы понять историю и развитие населенных пунктов и других мест на Земле.

 

5. Географам интересно изучать дальние страны. Однако в пределах нашей собственной страны всё ещё немало слабо изученных территорий. Назовите эти «белые пятна».
Ответ:
Действительно, в пределах России все еще остаются некоторые слабо изученные территории. Некоторые из них включают в себя:
1. Арктические территории, включая арктические острова и северную часть материковой России. Эти территории имеют важное стратегическое значение для страны, но в то же время они сложно доступны и требуют специальных знаний и навыков для их изучения.
2. Глубинные регионы Сибири и Дальнего Востока. Некоторые из этих регионов по-прежнему имеют малое население и плохо развитую инфраструктуру, что делает их труднодоступными для исследований.
3. Высокогорные районы, такие как Алтай, Кавказ, Урал и другие. Эти регионы сложны для изучения из-за экстремальных условий жизни и труднодоступности.
4. Некоторые районы в Якутии, на Камчатке и других регионах России, где есть уникальные природные объекты, такие как вулканы, гейзеры, термальные источники, кристаллические горы и другие.
Изучение этих территорий является важной задачей для географических исследований и может привести к новым открытиям и пониманию природы и географии нашей страны.

 

3. Методы, используемые географической наукой

1. Какие методы используются в географической науке? Почему в географии наиболее распространён картографический метод?
Ответ:
В географической науке используется множество методов, включая:
1. Картографический метод - создание карт, графиков и диаграмм для визуализации географических данных.
2. Компьютерное моделирование - использование компьютерных программ для анализа и предсказания географических явлений и процессов.
3. Аэрокосмический (дистанционный) метод - изучение Земли и ее атмосферы с помощью спутниковых и аэрокосмических средств.
3. Геоинформационные системы (ГИС) - использование специального программного обеспечения для хранения, обработки и анализа географических данных.
4. Статистический анализ - использование статистических методов для анализа географических данных и связей между ними.
5. Полевые исследования - сбор данных непосредственно на месте исследования, с использованием различных методов, таких как наблюдение, измерение и опрос.
Картографический метод является наиболее распространенным в географии, потому что карта является одним из наиболее эффективных способов визуализации географической информации. Карты позволяют быстро и удобно представлять пространственное распределение данных, отображать границы географических регионов, масштабировать и сравнивать местности, исследовать взаимосвязи между различными явлениями.
Кроме того, карты могут быть использованы для представления множества географических данных, таких как топографические, геологические, климатические, населенные пункты, транспортные сети, и многие другие, в едином и легко воспринимаемом формате.

 

2. Среди аэрокосмических методов исследования выделяют визуальные, фотографические, электронные и геофизические методы. В чём их особенности?
Ответ:
Визуальные методы аэрокосмического исследования используют наблюдения с борта летательных аппаратов без использования приборов. Эти методы могут быть полезны при исследовании морских поверхностей, ледниковых областей и геологических формаций. Однако, визуальные методы имеют ограниченные возможности, так как они зависят от освещения и погодных условий.
Фотографические методы включают использование камер для съемки изображений с борта летательных аппаратов. Фотографии могут быть использованы для создания карт и планов, а также для анализа изменений на поверхности Земли. Современные цифровые камеры могут снимать изображения с высоким разрешением, что позволяет получить подробные данные.
Электронные методы аэрокосмического исследования включают использование радара и лидара для получения информации о поверхности Земли. Радар использует радиоволны для измерения расстояний, а лидар использует лазерный луч. Эти методы позволяют получать данные о высоте поверхности, составе грунта и других параметрах.
Геофизические методы аэрокосмического исследования включают использование гравиметрии, магнитометрии и спектроскопии для изучения свойств поверхности и подземных структур. Гравиметрия измеряет гравитационное поле Земли, магнитометрия - магнитное поле, а спектроскопия - электромагнитное излучение. Эти методы позволяют получать информацию о составе грунта, наличии полезных ископаемых и других параметрах.

 

3. Как можно назвать карту, если она составлена без соблюдения масштаба изображения (например картосхему транспортных маршрутов)?
Ответ:
Если карта не соблюдает масштаб, то она не может быть рассмотрена как полноценная карта, поскольку масштаб является важным элементом картографического изображения и позволяет оценивать размеры и расстояния на карте. Вместо этого, такое изображение может быть названо картосхемой. Например, в случае с картосхемой транспортных маршрутов, она может быть использована для отображения маршрутов движения транспорта, но она не даст точной информации о расстояниях между остановками или масштабе схемы в целом. Картосхема может быть полезна для ориентирования и понимания географического расположения маршрутов, но она не может использоваться для более точных географических измерений и анализа.

 

4. Почему возможности карт во многом ограничены их масштабом? Почему картографы очень часто упрощают некоторые элементы и передают только их характерные очертания (например, не пытаясь точно изобразить каждый изгиб и ширину реки)?
Ответ:
Возможности карт ограничены их масштабом, потому что масштаб определяет, как много информации может быть представлено на карте. Чем больше масштаб, тем больше деталей может быть показано на карте, но при этом уменьшается площадь, которую можно показать на одной карте. Например, при масштабе 1:10 000 на карте можно показать много деталей одного района, но не получится показать весь город или даже область. А при масштабе 1:1 000 000 можно показать большую территорию, но детали будут менее явными и не такими точными.
​​​​​​​Картографы часто упрощают некоторые элементы и передают только их характерные очертания, чтобы сделать карту более читабельной и понятной для пользователя. Если бы каждый изгиб и ширина реки были точно изображены на карте, она стала бы слишком перегруженной и трудночитаемой. Кроме того, некоторые детали, такие как дома, деревья, трава и т. д., могут быть невозможны для изображения на карте, если масштаб слишком мал. Поэтому картографы выбирают те элементы, которые наиболее важны для передачи информации о местности и которые могут быть показаны в соответствующем масштабе.

 

4. Опорные понятия в географии

1. Как известно, геосистема характеризуется тесной взаимосвязью составных элементов. Попытайтесь доказать это на примере отдельного болота с прилегающими территориями.
Ответ:
Болото является сложной геосистемой, в которой взаимодействуют множество факторов, таких как климат, геология, растительность и животный мир. Например, болото может влиять на климатические условия в окружающей местности, благодаря поглощению и задержанию воды. В свою очередь, климатические условия могут влиять на состояние болота, например, на его уровень воды, температуру и влажность.
Прилегающие территории также имеют важное значение для болота. Например, реки и потоки могут влиять на состояние болота, доставляя питательные вещества и соли, которые влияют на растительность. Животные, такие как кабаны и олени, могут поедать растения и влиять на биологическое разнообразие болота.
Таким образом, болото и прилегающие территории образуют комплексную геосистему, в которой все элементы тесно связаны между собой. Каждый элемент системы влияет на другие элементы, что делает болото сложной и динамичной геосистемой.

 

2. Какого рода обмен происходит между атмосферой и гидросферой?
Ответ:
Между атмосферой и гидросферой происходит обмен различными компонентами, такими как вода, тепло, газы и другие. Например, водяные испарения из океанов, рек и озер поднимаются в атмосферу, где они конденсируются, образуя облака. Затем эти облака перемещаются над сушей и выпадают в виде осадков, которые могут попадать в реки и озера, образуя гидросферу.
Другой пример обмена между атмосферой и гидросферой - это химические реакции, происходящие между газами в атмосфере и водой в гидросфере. Например, кислотные дожди могут образовываться, когда в атмосфере присутствуют высокие уровни оксидов азота и серы, которые реагируют с водой в атмосфере, образуя кислотные соединения. Когда эти кислотные соединения выпадают на землю в виде осадков, они могут повлиять на состав воды в реках и озерах, изменяя ее pH и влияя на жизнь водных организмов.
Таким образом, обмен между атмосферой и гидросферой - это важный процесс, который влияет на состояние окружающей среды и на жизнь на планете в целом.

 

3. В чём состоят сходство и некоторые элементы различия понятий «биосфера» и «географическая оболочка»?
Ответ:
Понятия «биосфера» и «географическая оболочка» имеют много общего и некоторые элементы различия:
Сходство:
- Оба понятия относятся к наукам о Земле и изучают ее составляющие.
- Оба понятия включают в себя гидросферу, литосферу и атмосферу.
- Оба понятия учитывают влияние человеческой деятельности на окружающую среду и взаимодействие между различными компонентами Земли.
Различия:
- Географическая оболочка включает в себя не только живую природу, но и неживую - горы, равнины, океаны и другие геологические образования, в то время как биосфера ограничивается только живыми организмами и их окружающей средой.
- Биосфера уделяет больше внимания экологическим процессам и взаимодействию между живыми организмами, в то время как географическая оболочка склонна изучать физические процессы и географические образования.
Таким образом, географическая оболочка и биосфера имеют много общего в том, что они обе описывают различные аспекты Земли и включают в себя гидросферу, литосферу и атмосферу. Однако они отличаются по тому, какие аспекты Земли они подчеркивают в своих исследованиях - физические процессы или экологические.

 

4. Что представляет собой категория «географическое пространство»?
Ответ:
Категория «географическое пространство» относится к области географии и описывает физические, природные и социально-экономические характеристики поверхности Земли, а также взаимодействие между ними. Она включает в себя исследование ландшафтов, климата, почв, гидрологии, геологии, биологических систем, населения и экономических условий.
Географическое пространство - это не просто физические характеристики местности, но и все, что происходит на этой территории, включая жизнь людей и их деятельность, а также взаимодействие с окружающей средой. Географическое пространство является объектом изучения для географов, экологов, геологов, социологов, экономистов и многих других ученых, которые исследуют эту область с различных точек зрения и при помощи различных методов и инструментов.

 

5. Чем отличаются, на ваш взгляд, ландшафты культурные от природно-антропогенных?
Ответ:
Ландшафты культурные и природно-антропогенные имеют схожие черты, но также отличаются по нескольким критериям.
Ландшафты культурные создаются человеком и подвержены его воздействию. Они обычно формируются вокруг населенных пунктов и других объектов инфраструктуры, таких как дороги, железные дороги, аэропорты и т.д. Они часто характеризуются искусственными элементами, такими как здания, площади, скверы, фонтаны и т.д.
Природно-антропогенные ландшафты также формируются под воздействием человека, но их основой являются природные элементы, такие как леса, реки, озера и другие природные объекты. Они также могут содержать искусственные элементы, но они обычно не так ярко выделяются.
Отличия между этими двумя типами ландшафтов могут проявляться в разных аспектах. Например, ландшафты культурные могут быть более организованными и геометрическими, в то время как природно-антропогенные ландшафты могут иметь более случайный и естественный вид. Кроме того, ландшафты культурные могут иметь большую концентрацию людей и транспорта, а природно-антропогенные ландшафты могут быть более уединенными и спокойными.
В целом, ландшафты культурные и природно-антропогенные отражают разные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой и могут иметь разные эстетические и функциональные характеристики.

 

6. Приведите убедительные доказательства того, что биосфера относится к числу опорных понятий в географии.
Ответ:
Биосфера - это комплекс живых организмов и окружающей среды, включая гидросферу, литосферу и атмосферу. Географы считают это понятие ключевым, так как оно позволяет изучать взаимодействие между людьми и окружающей средой, а также анализировать последствия такого взаимодействия на живые организмы и экосистемы.
Вот несколько убедительных доказательств того, что биосфера является опорным понятием в географии:
1. Биосфера является основой для изучения экологии и экосистем. Географы изучают, какие виды живых организмов существуют в разных экосистемах, как они взаимодействуют друг с другом и как они адаптируются к изменениям в окружающей среде.
2. Изучение биосферы помогает географам понимать, как люди влияют на окружающую среду. Они изучают, как антропогенные факторы, такие как вырубка лесов, загрязнение воды и воздуха, воздействуют на экосистемы и какие последствия это может иметь.
3. Биосфера является ключевым фактором в изучении изменения климата. Географы изучают, как изменения в биосфере влияют на климат и как изменения климата в свою очередь влияют на экосистемы.
4. Биосфера связывает различные области географии. Например, изучение биосферы может включать в себя изучение гидросферы (океанов, рек и озер), литосферы (гор, равнин, пустынь) и атмосферы, а также их взаимодействия друг с другом.

 

7. Объясните, почему понятия «культурный ландшафт», «экономический ландшафт», «геополитический ландшафт», «ландшафтное проектирование» не всегда одобряют сторонники строго научного толкования понятия «ландшафт».
Ответ:
Понятие «ландшафт» имеет множество различных толкований, и его использование может варьироваться в разных областях знаний и дисциплинах.
В строгом научном понимании, ландшафт - это комплекс взаимосвязанных природных и культурных элементов, которые определяют особенности территории. Однако, в других областях знаний, таких как геополитика, экономика и дизайн, понятие ландшафт может использоваться в более широком смысле, чтобы описать определенные аспекты окружающей среды.
Например, культурный ландшафт может включать в себя не только природные элементы, но и исторические, архитектурные и другие культурные объекты, которые характерны для данной территории. Экономический ландшафт может относиться к экономическим факторам, влияющим на территорию, таким как производственные объекты, сельскохозяйственные земли и другие элементы, которые влияют на экономическую деятельность. Геополитический ландшафт может относиться к политическим и географическим факторам, влияющим на данную территорию.
Таким образом, использование термина "ландшафт" в разных контекстах может вызывать различные толкования и не всегда соответствовать строгому научному определению. При этом, в каждом случае необходимо учитывать специфику контекста и терминологии, используемой в соответствующей области знаний.

 

8. К государствам-анклавам традиционно относят, например, Ватикан и Сан-Марино в Италии, Лесото в ЮАР, к полуанклавам — Бруней, который окружают Малайзия и Южно-Китайское море.
Определите статус следующих территориальных образований (с указанием стран, по отношению к которым они обладают этим статусом): а) Сеута и Мелилья; б) Нахичевань; в) Монако; г) Гибралтар; д) Гуантанамо; е) Восточный Тимор; ж) Гамбия; з) сектор Газа; и) Папуа-Новая Гвинея.

Ответ:



Категория: География
Всего комментариев: 0