ГДЗ по географии 10 класс учебник Гладкий, Николина §12. Государство — главный объект политической карты


1. Как проводятся морские границы?
Ответ:
Морские границы проводятся между государствами на основе международных правовых договоров, соглашений и принципов. Государства могут опираться на различные методы для определения морских границ:

1. Принцип суверенитета: Государства имеют право устанавливать свои морские границы в пределах своей территориальной юрисдикции.

2. Принцип равного удаления: Морские границы могут определяться на основе равного расстояния от береговых линий соседних государств.

3. Договорные соглашения: Государства могут заключать специальные договоры или соглашения, чтобы определить свои морские границы и регулировать права использования морских ресурсов.

4. Международное право: Международные договоры, такие как Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), предоставляют правовую основу для установления морских границ и разрешения споров между государствами.

Методы проведения морских границ могут включать использование географических данных, исторических документов и переговоров между государствами. Конечные морские границы устанавливаются на основе взаимного согласия и в соответствии с принципами международного права.

 

2. Какие существуют формы правления в современных государствах? Почему не вполне корректен вопрос о том, какой государственный строй лучше?
Ответ:
В современных государствах существуют различные формы правления, включая монархию и республику.

Монархия: Это форма правления, где главой государства является монарх - король, королева, император или другой наследственный монарх. В монархии власть передается по наследству, и монарх обычно выполняет репрезентативные функции, в то время как политическая власть может быть делегирована другим институтам.

Республика: Это форма правления, где главой государства является президент или другой выборный представитель, а власть осуществляется на основе конституции и законов. В республике политическая власть обычно распределена между различными институтами, такими как исполнительная, законодательная и судебная власть.

Относительно вопроса о том, какой государственный строй лучше, не существует однозначного исчерпывающего ответа. Это связано с тем, что оценка "лучше" может зависеть от различных факторов, таких как история, культура, ценности и потребности конкретного общества. Каждая форма правления имеет свои преимущества и недостатки, и их эффективность может зависеть от контекста и целей государства. Важно учитывать, что различные страны и народы могут выбирать разные формы правления в соответствии с собственными уникальными обстоятельствами и потребностями своего общества.

 

3. Какие формы государственного устройства вам известны? Почему они имеют прямое отношение к территориальной организации государства?
Ответ:
Существуют несколько форм государственного устройства:

1. Унитарное государство: В унитарном государстве все полномочия и власть сосредоточены в центральном правительстве. Территориальные единицы, такие как провинции или регионы, имеют ограниченную автономию и подчиняются центральным властям.

2. Федеративное государство: Федеративное государство состоит из самостоятельных регионов или штатов, которые имеют собственные конституции и полномочия в рамках своей территории. Центральное правительство и региональные единицы делят власть и компетенции между собой.

3. Конфедерация: Конфедерация представляет собой союз независимых государств или регионов, которые сотрудничают в определенных вопросах, но сохраняют высокую степень автономии и суверенитета. Центральное правительство имеет ограниченные полномочия и действует в соответствии с решениями, принятыми членами конфедерации.

Форма государственного устройства имеет прямое отношение к территориальной организации государства, поскольку она определяет способ разделения власти и управления между центральными и региональными органами власти. В унитарном государстве центральное правительство имеет преобладающую власть над всей территорией. В федеративном государстве региональные единицы имеют большую автономию и власть в рамках своей территории. В конфедерации региональные единицы сохраняют высокую степень независимости и суверенитета, а центральное правительство выполняет только определенные общие функции.

Таким образом, форма государственного устройства непосредственно влияет на организацию территории, распределение полномочий и власти между центром и регионами, а также на политическую структуру и систему управления государства.

 

4. Каким странам чаще всего присуща федеративная форма государственного устройства и почему?
Ответ:
Федеративная форма государственного устройства чаще всего присуща странам, которые характеризуются большой территорией и наличием различных этнических, культурных или региональных групп. Принятие федеративной системы позволяет таким странам обеспечить более равноправное участие различных регионов в процессе принятия решений и управления. Федерация может служить механизмом для урегулирования конфликтов, сохранения культурного и языкового многообразия, а также обеспечения автономии региональным единицам. Примерами стран с федеративной формой правления являются Россия, США, ФРГ, Бразилия, Канада и Австралия.

 

5. Выберите верные ответы. К унитарным государствам относятся: а) Япония; б) Индия; в) Финляндия; г) США.
Ответ:
а) Япония
в) Финляндия

 

6. Выберите верные ответы. К федеративным государствам относятся: а) Бразилия; б) Венгрия; в) Россия; г) Франция.
Ответ:
а) Бразилия
в) Россия

 

7. Установите соответствие между формой государственного правления и странами, в которых она существует.
1. Монархия.       А. Аргентина, Тонга.
2. Республика.    Б. Испания, Австрия.
                              В. Бразилия, Лесото.
                              Г. Монголия, Бахрейн.

Ответ:
1. Монархия
Тонга,  Испания, Лесото, Бахрейн.
2. Республика
Аргентина, Австрия, Бразилия, Монголия.

 

8. Приведите примеры двух-трёх европейских стран, чьи государственные границы и территории в XX в. претерпели большие изменения. Чем вы это объясните?
Ответ:
Примерами европейских стран, границы и территории которых претерпели большие изменения в XX веке, могут служить:

1. Германия: Германия претерпела значительные изменения в своей территории в результате двух мировых войн. После Первой мировой войны Германия потеряла территории в пользу Польши, Франции и других стран. После Второй мировой войны Германия была разделена на Восточную и Западную Германию, а восточные территории были утрачены в пользу Польши и Советского Союза. Впоследствии, после падения Берлинской стены и окончания Холодной войны, Германия была объединена.

2. Югославия: Карта Югославии претерпела серьезные изменения в XX веке. В результате распада империи Австро-Венгрии после Первой мировой войны, королевство Сербов, Хорватов и Словенцев стало частью Югославии. Впоследствии, после распада Югославии в начале 1990-х годов, возникли новые независимые государства, такие как Хорватия, Словения, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория и Македония.

3. Чехословакия: Чехословакия существовала как объединенное государство до 1993 года. Однако в результате "Бархатного развода" в 1993 году, страна разделилась на два независимых государства - Чехию и Словакию.

Изменения границ и территорий этих стран можно объяснить политическими изменениями, войнами и распадом бывших империй в XX веке. Национальные, этнические и политические факторы играли роль в формировании и перераспределении границ и территорий этих государств.

 

9. Как вы считаете, почему на политической карте республик гораздо больше, чем монархий? 
Ответ:
На политической карте мира количество республик может быть больше, чем монархий, по нескольким причинам:

1. Демократические преобразования: Рост демократических идей и стремление к равноправию и свободе сыграли роль в возникновении большего числа республик. Республика, как правило, предполагает выборные органы власти, где правительство избирается народом или его представителями. Многие страны стремятся к этой форме правления, чтобы обеспечить участие граждан в политическом процессе.

2. Колониальное наследие: Распад колониальных империй, которые в прошлом были часто связаны с монархическими системами, привел к возникновению новых республик. После получения независимости, новые государства часто выбирали форму республики, чтобы отличиться от своих колониальных правителей и установить собственную идентичность.

3. Изменение взглядов на власть: С течением времени в обществе происходили изменения в представлении о власти и легитимности правителей. Монархическая власть, основанная на наследственном принципе, стала вызывать больше вопросов и критики со стороны граждан, что привело к появлению большего числа стран, выбравших республиканскую форму правления.

 

10. Используя таблицу и политическую карту мира (см. Приложение, с. 256—261 и 262—263), ответьте на следующие вопросы: а) в какой части света расположено наибольшее количество монархий? (Назовите их); б) чем можно объяснить тот факт, что абсолютные монархии почти все расположены в Азии, а конституционные — в Европе?
Ответ:
а) Наибольшее количество монархий расположено в Западной Европе:

1. Андорра

2. Бельгия

3. Ватикан

4. Великобритания

5. Дания

6. Испания

7. Лихтенштейн

8. Люксембург

9. Монако

10. Нидерланды

11. Норвегия

12. Швеция

б) Факт, что абсолютные монархии в основном расположены в Азии, а конституционные монархии — в Европе, можно объяснить историческими и культурными факторами.

1. Исторические факторы: В Азии долгое время существовали монархические традиции, которые были укоренены в истории и культуре региона. Многие азиатские страны имели длительные династии, где монархи играли важную роль в правлении.
В Европе, с другой стороны, произошли революции и политические перемены, что привело к развитию конституционных форм правления.

2. Культурные различия: В азиатской культуре монархия воспринимается как символ стабильности, традиции и национальной идентичности. Монархи могут иметь особое место в сердцах и умов местного населения.
В европейской культуре, напротив, больше ценятся принципы демократии, индивидуальных свобод и равенства, что способствует развитию конституционных форм правления.

 

11. Многие государства в XX в. меняли расположение своих столиц или переименовывали их. Например, столица нашей страны была перенесена из Петрограда в Москву; Турции — из Стамбула в Анкару; Бразилии — из Рио-де-Жанейро в Бразилиа и т. д. А могли бы вы привести примеры переименования столиц?
Ответ:
В XX веке было несколько примеров переименования столиц:

1. Индия: В 1911 году столица Индии была перенесена из Калькутты (ныне Колката) в Дели, и новый город стал называться Нью-Дели.

2. Германия: В результате объединения Германии в 1990 году, столицей страны стал Берлин, вместо Бонна и Восточного Берлина, которые были столицами Западной и Восточной Германии соответственно.

2. Нигерия: В 1991 году Нигерия перенесла свою столицу из Лагоса в Абуджу, чтобы создать новый центр административной и политической деятельности.

3. Казахстан: В 1997 году столица Казахстана была переименована из Алматы в Астану (сейчас Нур-Султан).

Эти изменения связаны с различными историческими, политическими и культурными факторами, такими как перенос центра власти, смена режима или стремление к символическому значению новой столицы.



Категория: География
Всего комментариев: 0