ГДЗ по географии 10-11 класс учебник Бахчиева §4. Географическая среда и человек


1. Что называют географической оболочкой и чем она отличается от географической среды?
Ответ:
Географическая оболочка - это физическая составляющая поверхности Земли, включающая рельеф, климат, гидрографию, растительность и животный мир.

Географическая среда - это широкое понятие, которое охватывает не только физическую оболочку Земли, но и взаимосвязь между физической средой и деятельностью человека. Она включает социальные, экономические и культурные аспекты, а также влияние человеческой деятельности на окружающую среду.

Таким образом, географическая оболочка фокусируется на природных аспектах Земли, а географическая среда включает в себя взаимосвязь между природной средой и человеческой деятельностью.

 

2. Приведите примеры взаимодействия живой и неживой природы.
Ответ:
Примеры взаимодействия живой и неживой природы включают:

1. Фотосинтез: Растения используют энергию солнечного света, а также углекислый газ из воздуха и воду из почвы для производства питательных веществ, таких как глюкоза. В этом процессе неживая природа (солнечный свет, воздух и вода) взаимодействует с живыми организмами (растениями), позволяя им получать энергию для роста и развития.

2. Пищевая цепь: В пищевых цепях живые организмы взаимодействуют с неживой природой, передавая энергию и питательные вещества от одного организма к другому. Например, растения поглощают энергию солнечного света и превращают ее в органические вещества, которые затем потребляются животными. Животные, в свою очередь, могут быть пищей для других животных, передавая энергию и питательные вещества по цепи.

3. Разложение органических веществ: Когда живые организмы умирают или выделяют отходы, неживая природа, такая как бактерии и грибы, взаимодействует с органическими веществами, разлагая их и возвращая их в природу в виде минеральных веществ и питательных элементов. Этот процесс разложения играет важную роль в цикле веществ, обеспечивая питательные вещества для роста растений и поддержания экосистемы.

Эти примеры демонстрируют, как живая и неживая природа взаимодействуют между собой, образуя сложные экосистемы и поддерживая баланс в природных процессах.

 

3. Какие природные ландшафты характерны для вашей местности?
Ответ:
Московская область, в которой расположена Москва, характеризуется разнообразными природными ландшафтами. Некоторые из них включают:

1. Равнинные ландшафты: Большая часть Московской области представляет собой равнинные области. Это преимущественно плоская местность с речными долинами, низинами и пологими холмами.

2. Речные ландшафты: Московская область пересекается рядом рек, включая Москву-реку, Оку, Истру и др. Речные ландшафты характеризуются речными долинами, поймами и затопленными участками.

3. Водные ландшафты: Кроме рек, Московская область также включает водоемы, такие как озера и пруды. Эти водные ландшафты являются важными природными ресурсами и обладают рекреационной ценностью.

4. Лесные ландшафты: Московская область обладает значительными лесными массивами, включая смешанные леса, боры и редколесье. Эти лесные ландшафты представляют собой важные природные ресурсы и обеспечивают биоразнообразие растительного и животного мира.

5. Полевые ландшафты: В некоторых частях Московской области можно наблюдать полевые ландшафты, которые используются для сельскохозяйственных целей, таких как выращивание зерновых культур.

В целом, Московская область характеризуется разнообразием природных ландшафтов, объединяющих в себе элементы равнин, рек, лесов и полей.

 

4. Как менялось взаимодействие природы и человека в ходе истории освоения географического пространства?
Ответ:
В ходе истории освоения географического пространства взаимодействие между природой и человеком претерпевало значительные изменения. Начиная с первобытных обществ и прогрессируя до современной эпохи, можно выделить несколько основных этапов изменения взаимодействия.

1. Первобытное общество: В этом периоде человек тесно зависел от природы и жил в гармонии с окружающей средой. Он добывал пропитание охотой, собирательством и рыболовством, а также использовал природные ресурсы для создания инструментов и укрытий.

2. Сельское хозяйство и развитие цивилизаций: Возникновение сельского хозяйства стало переломным моментом во взаимодействии человека и природы. Люди начали выращивать растения и разводить скот, создавая постоянные поселения и развивая города. Это привело к изменению природных ландшафтов, осушению болот, разработке земель и созданию искусственных полей и оросительных систем.

3. Промышленная революция: С началом промышленной эпохи в 18-19 веках произошел резкий рост промышленного производства, использующего природные ресурсы в больших масштабах. Это привело к загрязнению воздуха, воды и почвы, разрушению природных экосистем и утрате биоразнообразия.

4. Современная эпоха: В настоящее время наблюдается более осознанное взаимодействие человека и природы. Возникает концепция устойчивого развития, направленная на баланс между потребностями человечества и сохранением природных ресурсов и экосистем. Применение экологических технологий, охрана природных заповедников, развитие возобновляемых источников энергии и другие меры направлены на снижение отрицательного воздействия на природу.

Таким образом, взаимодействие природы и человека менялось от гармоничной зависимости в первобытных обществах до деструктивного воздействия на природу в промышленную эпоху, а затем к стремлению к устойчивому развитию и более сбалансированному подходу в современной эпохе.

 

5. Назовите способы добывания пропитания у первобытных людей.
Ответ:
Первобытные люди добывали пищу с помощью следующих способов:

1. Охота: Они охотились на диких животных с использованием примитивного оружия, такого как копья или каменные ножи. Охота позволяла им получать мясо, кожу и другие ресурсы животных.

2. Собирательство: Люди собирали плоды, ягоды, орехи, корни и другие съедобные растения, которые росли в окружающей природе. Это давало им доступ к растительной пище.

3. Рыболовство: Если рядом находились реки, озера или моря, люди могли ловить рыбу и других водных животных с помощью примитивных снастей, ловушек.

4. Собирание меда: Первобытные люди могли находить и собирать мед из диких пчелиных ульев.

5. Собирание яиц и моллюсков: Люди могли собирать яйца птиц и моллюски, такие как устрицы или мидии, с берегов морей и озер.

Эти способы добывания пищи были необходимыми для выживания первобытных людей и предоставляли им основные источники питания в их окружающей среде.

 

6. Как изменились способы хозяйствования в Средневековье по сравнению с Древним миром?
Ответ:
В Средневековье по сравнению с Древним миром произошли следующие изменения в способах хозяйствования:

1. Переход к феодальной системе: В Средневековье развилась феодальная система, в которой земельные владения (феоды) принадлежали лордам или феодалам, а крестьяне работали на этих землях в обмен на защиту.

2. Усиление роли земледелия: Земледелие стало основной формой хозяйственной деятельности. Большинство людей занимались сельским хозяйством, выращивая зерно и скот.

3. Ограниченное использование рабского труда: В Средневековье использование рабов сократилось, а на феодальных земельных владениях работали крестьяне.

4. Развитие ремесел: Производство ремесленных товаров стало более значимым. Ремесленники организовывали гильдии, которые контролировали качество и производство товаров.

5. Ограниченный торговый обмен: Торговля стала ограниченной и в основном проводилась на короткие расстояния.

Эти изменения отразились на организации общества и экономики в Средневековье, что сделало его периодом с существенными различиями по сравнению с Древним миром.

 

Вопросы и задания

1. Являются ли синонимами понятия «географическая оболочка» и «географическая среда»? Объясните свой ответ.
Ответ:
Понятия "географическая оболочка" и "географическая среда" имеют схожий смысл, но не являются полными синонимами.

Географическая оболочка обычно описывает внешнюю оболочку Земли, включая литосферу (земную кору), гидросферу (водные ресурсы) и атмосферу (воздушную оболочку). Она уделяет внимание физическим характеристикам и особенностям поверхности Земли, таким как рельеф, климат, гидрология, почвы и другие естественные факторы.

С другой стороны, географическая среда охватывает широкий спектр географических факторов, включая не только физическую оболочку Земли, но и социально-экономические аспекты, такие как население, города, инфраструктура, экономика и культура. Географическая среда учитывает взаимодействие между человеком и его окружающей средой, а также влияние человеческой деятельности на географическое пространство.

Таким образом, географическая оболочка более ограничена и фокусируется на физической структуре Земли, в то время как географическая среда включает в себя широкий спектр физических и социально-экономических факторов.

 

2. Что понимают под загрязнением окружающей среды?
Ответ:
Загрязнение окружающей среды - это процесс, при котором вредные вещества или энергия попадают в окружающую среду (воздух, воду, почву) и вызывают негативное воздействие на живые организмы и экосистемы. Это может быть вызвано выбросами от промышленности, автомобилей, сбросами отходов, использованием пестицидов и другими источниками. Загрязнение окружающей среды имеет важное значение, поскольку может привести к проблемам со здоровьем, ухудшению качества воздуха и воды и сокращению биоразнообразия.

 

3. Какие виды антропогенных загрязнений испытывает географическая оболочка Земли? Какие виды антропогенных ландшафтов позволяют говорить о положительных результатах воздействия человека на природную среду? Какие — об отрицательных?
Ответ:
Географическая оболочка Земли испытывает различные виды антропогенных загрязнений. Вот некоторые из них:

1. Загрязнение атмосферы: промышленные и автомобильные выбросы, выбросы от сжигания топлива, выбросы парниковых газов и прочие вредные вещества, которые могут привести к изменению климата и проблемам с качеством воздуха.

2. Загрязнение воды: сбросы промышленных и сельскохозяйственных отходов, сточные воды, нефтепродукты и химические вещества, которые могут негативно повлиять на водные экосистемы и водные ресурсы.

3. Загрязнение почвы: использование пестицидов и химических удобрений в сельском хозяйстве, отходы от производства и потребления, которые могут накапливаться в почве и влиять на ее плодородие и здоровье.

4. Урбанизация и изменение ландшафтов: расширение городов, строительство дорог и инфраструктуры, вырубка лесов и изменение природных экосистем, что может привести к потере биоразнообразия и ухудшению условий для живых организмов.

Относительно положительных результатов воздействия человека на природную среду можно упомянуть:

1. Возникновение сельскохозяйственных ландшафтов: создание плодородных почв и системы орошения для увеличения сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности.

2. Создание парков и заповедников: сохранение природных уникальных территорий, защита редких видов животных и растений, развитие экотуризма.

Однако также существуют отрицательные результаты воздействия человека на природную среду, такие как:

1. Вымирание видов: разрушение и уничтожение естественных местообитаний, охота и незаконная торговля дикими животными, приводящие к потере биоразнообразия и вымиранию видов.

2. Деградация экосистем: загрязнение воды, воздуха и почвы, разрушение экосистемных связей и нарушение естественных циклов веществ, что может привести к снижению продуктивности и устойчивости экосистем.

В целом, стремление к устойчивому развитию и принятие мер по сокращению негативного воздействия на природную среду являются важными для сохранения нашей планеты и ее ресурсов.

 

4. Почему в настоящее время человечество переходит к интенсивному освоению планеты?
Ответ:
В настоящее время человечество переходит к интенсивному освоению планеты по нескольким причинам:

1. Потребности и развитие населения: Растущая численность населения и повышение уровня жизни во многих регионах мира приводят к увеличению потребностей в ресурсах, таких как пища, вода, энергия и жилище. Это стимулирует человечество искать новые источники ресурсов и осваивать ранее непригодные для жизни территории.

2. Технологический прогресс: Быстрый прогресс в науке и технологиях позволяет человеку лучше понимать природу и эффективнее использовать ее ресурсы. Новые технологии добычи и переработки природных ресурсов, возможности транспортировки и связи позволяют осваивать ранее недоступные участки планеты.

3. Экономические интересы: Ресурсы, пространство и территории имеют экономическую ценность. Многие страны и корпорации стремятся получить доступ к природным богатствам и рынкам сбыта. Это стимулирует инвестиции и инфраструктурное развитие в отдаленных и недоступных регионах.

4. Исследование и познание: Человечество всегда стремилось исследовать неизвестное и расширять свои границы. Исследование и освоение планеты позволяют расширить наши знания о мире, его ресурсах и потенциале.

Однако важно отметить, что интенсивное освоение планеты также вызывает проблемы, такие как истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды и потеря биоразнообразия. Поэтому важно стремиться к устойчивому развитию, сбалансированному использованию ресурсов и сохранению природы для будущих поколений.

 

5. Используя различные источники географической информации, создайте перечень территорий (карты, фотографии местности), на которых в последние три года произошли природные стихийные бедствия и катастрофы. Назовите причины их возникновения и их последствия. Какие меры предприняты по их устранению?



Категория: География
Всего комментариев: 0